муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 42 "Родничок" Ярославского муниципального района

Развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO – конструирования с применением элементов робототехники

Одной из главных установок Федерального государственного образовательного стандарта является поддержка разнообразия детства через создание условий для развития способностей каждого ребенка.

Современная система образования, в которой дошкольное образование признано особым самоценным уровнем общего образования, предполагает к нему новый подход. Внедрение нового подхода несет в себе изменение форм взаимодействия взрослого с ребенком, перестройку содержания образовательной деятельности, целесообразную организацию развивающей предметно-пространственной среды, результативное взаимодействие детского сада и семьи.

Так как целью современного дошкольного образования является создание условий для  раскрытия индивидуального потенциала ребенка. Для максимального достижения этой цели необходимо использовать в образовательном процессе дошкольного образования инновационные педагогические технологии.

Проведя анкетирование родителей и беседы с детьми, мы выявили заинтересованность в развитии у детей технического творчества в связи с ускорением технического прогресса и острой востребованностью общества в профессионалах с техническим мышлением.

Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. 

На наш взгляд, именно образовательная робототехника, являясь современной педагогической технологией, полностью отвечает требованиям предъявляемым ФГОС ДО. Образовательная робототехника реализуется через использование других инновационных технологий, что позволяет реализовать цели инноваций.

Образовательная робототехника – новое направление обучения, соединяющее знания физики, математики, ИКТ, алгоритмики, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества детей разного возраста.

Цель - организация технического творчества детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования с применением элементов робототехники.

Задачи инновационного проекта:

  • Изучить принципы и условия организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники;
  • Выявить и изучить задатки и наклонности воспитанников МДОУ, определить уровень развития логико-математических и естественно-технических способностей;
  • Разработать и реализовать модель организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники;
  • Внедрить LEGO – технологию в образовательный процесс МДОУ;
  • Способствовать заинтересованности педагогов в использовании LEGO – технологии в процессе технического творчества детей старшего дошкольного возраста; 
  • Привлечь к реализации проекта социальных партнеров: ГПОАУ ЯО Ярославский педагогический колледж; ГАУ ДПО ЯО "Институт развития образования";
  • Разработать рабочие программы, конспекты НОД/ООД с применение LEGO – конструирования и робототехники и др. современных образовательных технологий в рамках  организации технического творчества дошкольников;
  • Разработать методические рекомендации для педагогов МДОУ и района по организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники;
  • Подвести итоги и проанализировать результаты реализации проекта.

Основная идея инновационного проекта

Конструкторы LEGO серии Образование (LEGO Education) – это специально разработанные конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее.

Главным показателям эффективности применения образовательной робототехники в дошкольных организациях является возможность ее использования с младшего дошкольного возраста. В ней предусмотрены различные виды и уровни конструктора, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Учитывается главный принцип: от простого к сложному. Дети в игровой, ненавязчивой форме обучатся основам механики и физики, математики и алгоритмики, учатся планировать свою деятельность, выделяют ее этапы, развивается мелкая моторика, конструктивное мышление. Воспитанники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Этапы реализации проекта

Инновационный проект рассчитан на 3 года.

Подготовительный (2017-2018 учебный год):  изучение и обобщение принципов и условий организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники; планирование и прохождение педагогами курсов повышения квалификации по использованию LEGO – конструирования и робототехники в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций; выявление и изучение задатков и наклонностей воспитанников МДОУ, определение уровня развития логико-математических и естественно-технических способностей; разработка модели организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники.

Основной (2018-2019 учебный год):  внедрение LEGO-технологии в образовательный процесс МДОУ; разработка рабочей программы, конспектов НОД/ООД с применение LEGO- технологии и др. современных образовательных технологий в рамках организации технического творчества дошкольников; проведение семинаров, практикумов, открытых занятий и др. мероприятий для педагогов и заведующих района, участие педагогов и воспитанников МДОУ в различных мероприятиях: конкурсы, конференции и др; привлечение к реализации проекта социальных партнеров.

Заключительный (2019-2020 учебный год): подведение итогов и анализ результатов реализации проекта; разработка методических рекомендаций для педагогов МДОУ и района по организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники.

Новизна, инновационность предлагаемых решений

Внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий, а так же:

•   являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

•   позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

•   формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

•   объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Ресурсное обеспечение

 

Методические продукты